ТрэвэлХаус встретился с актером и режиссером Могилевского драматического театра Владимиром Петровичем, чтобы взять интервью о его профессии, самых запоминающихся ролях и путешествиях.
«Никогда не мечтал стать актером»
За 37 лет на сцене он сыграл около 100 ролей, а в роли режиссера поставил 17 спектаклей. Об актерской профессии не мечтал, как многие в детстве. И в театр его привело дело случая.
— В 8 классе к нам в школу пришли муж и жена, которые после окончания БГТХИ в моем родном городе Пинске открыли театральную студию и приглашали школьников прийти заниматься туда. Ради любопытства я пошел посмотреть, что там, и остался. За два года в этой студии мне дали хороший фундамент, который пригодился в будущем.После окончания школы Владимир Петрович поступил в БГТХИ (БГАИ) на курс к Александру Ивановичу Бутакову, по специальности «Актер драмы и кино», и успешно окончил его в 1980 году. Сейчас работает в Могилевском драматическом театре актером и режиссером.
«Без образования трудно стать профессионалом»
— В 2001-2002 году я попробовал себя в роли режиссера. Первой постановкой был спектакль «В открытом море» (по пьесе Славомира Мрожека). На Республиканском фестивале творческой театральной молодежи «Надзея – 2003» актриса, игравшая роль «Крупного Обломка» — Галина Лобанок получила приз за лучшую женскую роль, — рассказывает Владимир Петрович.И это событие для него стало толчком, чтобы получить образование режиссера. В 2003 году он поступает в БГАИ на режиссерский факультет к профессору Григорию Ивановичу Боровику.
— На защите диплома показал спектакль, который к тому времени уже получил несколько международных наград на театральных фестивалях – «Ночь Гельвера» Ингмара Вилвкиста. Я бы мог и так ставить спектакли, но считаю, что для любой профессии необходимо получить хорошую базу в серьезных учебных заведениях. Конечно, желание стать актером или режиссером в 40-50 лет – это прекрасно, но очень редко человек может стать профессионалом без образования, — считает актер.
«Я больше актер, чем режиссер…»
Но, несмотря на то, что Владимир Петрович смог реализоваться по двум своим специальностям, все же больше он себя чувствует актером:
— Актер воплощает мир героя, а режиссер – этот мир создает… И пусть возможности режиссера больше, но все же я, скорее, актер.
Из всех своих сыгранных ролей актер выделил только две роли, которые открыли в нем новые качества и возможности:
— Одна из таких поворотных ролей, где я понял, что могу быть характерным и даже острохарактерным героем – роль Ломова в «Предложении» Чехова. И вторая роль, на которой можно было расти и расти, и которая была совершенно противоположна моему характеру и темпераменту – это роль Варравина в «Смерти Тарелкина» Сухово-Кобылина. Благодаря этой роли мне пришлось многое преодолевать в себе, но это было для меня и неким шагом вперед.
«Каждый спектакль, как ребенок…»
А вот каждый свой поставленный спектакль в качестве режиссера он сравнивает с собственным рожденным ребенком. И каждый для него по-своему дорог. С грустью вспоминает самые интересные спектакли, которые ушли из репертуара театра.
— «Билокси-блюз» Нила Саймона сняли из-за того, что из театра ушло три молодых артиста, которые в нем играли. «Полковник и птицы» Христо Бойчева – ушел из репертуара по причине того, что мы не смогли оплатить лицензию на следующие два года проката (это авторские – спектакль оплачивается на два года).
«Нашел себя в книге Алексиевич»
Обычно Владимир старается не совмещать в одном спектакле сразу две свои профессии. Но в спектакле «Время секонд хенд» по книге Светланы Алексиевич он выступил в роли актера, и режиссера:
— Один из факторов того, что я сам взялся играть эту роль в том, что мысли героя и мои собственные о том времени и событиях совпадают на процентов 98. В двух словах, человек женится на девушке, у которой дед работал в расстрельной команде. Дед рассказывает об этом, как о повседневной работе, полностью уверенный в своей правоте. Герой был настолько шокирован откровениями деда, что не смог больше оставаться в этом доме. Он уехал, свадьба расстроилась…«Не хочу возвращения Советского Союза!»
Еще одна из причин того, что Петрович взялся за постановку спектакля по книге Светланы Алексиевич – желание кричать о том, чтобы люди остановились и не пытались вернуть прошлое время.
— Я хочу, чтобы люди остановились, потому что эта реабилитация Сталина, памятники Ленину на площадях, советские названия улиц, возвращение старых символов и вздохи о том, какой был вкусный кофе, и какая была прекрасная газировка, мороженое «Эскимо» и «Пломбир» — это все не поддается даже критике. Мне хватает моего примера. Когда моя дочь пошла в первый класс, я шесть часов стоял за школьным платьицем в магазине. Все женщины в универмаге меня жалели: «Вы, идите, погуляйте – мы вас пропустим, когда ваша очередь придет!». И это была норма, повседневность – стояние в очередях и попытка разжиться дефицитом. Если поднять газеты прошлых лет и почитать опубликованную информацию, можно увидеть, что нас всех зомбировали этими надоями, пятилетками, съездами, стахановцами и соцсоревнованиями. Все эти цифры, которые мы должны были заучивать о том, что построено, смолочено, надоено и собрано – весь этот маразм сейчас вызывает улыбку, а по сути это страшно, потому что мы этим жили десятилетиями.Неожиданная поездка в Германию на театральный фестиваль
В прошлом году по приглашенению ездил в город Киль на театральный фестиваль «THESPIS» со спектаклем «Время секонд хенд». Было время и на экскурсии по Германии, от которых актер остался в восторге.
— Очень впечатлил город Бремен. В городе сохранилось очень много построек довоенного времени. Прошлое отложилось на стенах этих зданий, что, безусловно, поражает и восхищает. Площадь Марктплац окружена постройками XIII в. Оказывается, после войны местные жители приложили руку к восстановлению и сохранению этих зданий… Вообще, в Германии витает особая атмосфера свободы, доброжелательности и нет никакой закомплексованности.«В Румынии голоса людей сливаются с морем»
Самым важным в жизни артист считает впечатления и эмоции, которые можно получить, посетив новые места или отправившись в путешествие. И у него есть страна-фаворитка, в которой он уже побывал ни один раз.
— На отдыхе в Румынии мы с супругой были три раза, жили в хорошем трехзвездочном отеле. Туда стоит ехать ради чистого теплого моря и разнообразия пляжей. Есть пляжи: галька, песок, каменистый – просто мечта туриста. В Румынии очень спокойно и живописно. За три поездки, на улице я увидел только один раз полицейского – и ни одного конфликта среди местных жителей или туристов. В этой стране происходит особое отстранение от реального мира, слышится смесь разных языков. И все эти непонятные разговоры сливаются с журчанием моря – полный релакс…«Место, куда хочется возвращаться…»
Но место, куда артист готов возвращаться снова и снова – это Чигиринское водохранилище:
— Сейчас, в основном, путешествуем с супругой и двумя нашими собаками по Беларуси. Мы берем палатку, и в зависимости от погоды, можем провести несколько недель на Чигиринском водохранилище. Собаки не вылазят из воды, и мы с супругой – тоже. Как не странно, клещей мы там не обнаружили. Говорят, там водится много рыбы. Но мы отдыхаем в августе. Как раз в это время по календарю рыболова рыба вообще не клюет. И случается, что люди приезжают на рыбалку с очень дорогими лодками и великолепной рыбной экипировкой, а уезжают ни с чем.
Если бы Владимиру Петровичу предоставили возможность поставить спектакль о туристе, который решил отправиться в кругосветное путешествие, то, как вы думаете, он бы это сделал? Все очень просто!
— Я бы попытался передать ощущения этого героя, от того, куда он попал, что видел, с чем столкнулся и что пережил. Только через его опыт и впечатления можно было бы сделать интересный спектакль, — предполагает режиссер.
И если бы Владимиру Петровичу на голову свалился миллион долларов, то он бы потратил его на путешествия, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и эмоциями. Без которых так трудно жить в этом мире, и без которых – все остальное – сплошная суета…
Дарья Шевцова
Для бронирования тура связывайтесь с нашими специалистами.
Пользуйтесь онлайн-подбором туров.